Творчество Мамеда Мамедова
Творчество Мамеда Мамедова

Когда слушаешь звучание симфонических произведений талантливых туркменских композиторов, таких как Вели и Нуры Мухатовых, Нуры Халмамедова, то мгновенно узнаёшь мелодии туркменской земли и ее жгучее солнце и, бархатно-золотистые пески барханов, на фоне которых происходят будни и праздники туркменского народа, и их героическое прошлое. Перед нашими глазами сразу возникает тонкий национальный живописный колорит картин туркменского художника Мамеда Мамедова с изображением исторических и современных событий, жанровых сюжетов, и портретов поэтов, тружеников полей и туркменских фронтовиков, натюрморты и шествие знаменитых всему миру ахалтекинских коней. Философско — символические полотна художника звучат как новеллы о родном крае, как поэма в её обобщённом понятии — «Страна моя Родная». Художник нашёл свой образный мир, свою тему и талантливо перенес их на холст. Его произведения второй половины ХХ столетия были непосредственно адресованы массовому зрителю и обозначали традиционную формулу содержания «искусство и жизнь».
■ СОДЕРЖАНИЕ
Искусство Мамеда Мамедова принадлежит поколению туркменских художников, с творчеством которых связан процесс, выразившийся в становлении и развитии национального реалистического изобразительного искусства и повышения его профессионального мастерства во второй половины 60-х годов ХХ столетия. Молодые туркменские художники, мальчишки – сироты военного времени, представляли собой коллектив, объединённый своеобразным видением мира, особым мироощущением, системой образных средств и приёмов выражения, раскрывая при этом смысл национальных явлений своей страны. Их творчество сверкало и переливалось бесчисленными гранями ярких, но не схожих между собой талантов. Среди них был и Мамед Мамедов. Он родился в 1938 году в городе Теджен и воспитывался в детском доме, который находился на самом краю оазиса и пустыни. Наверно эти загадочные пески и стали истинными истоками творчества Мамеда Мамедова. Первоначальную художественную подготовку он получил в Ашхабадском художественном училище в начале 50-х годов прошлого столетия у талантливого живописца и педагога Игоря Ивановича Пойда. В 1958 году Мамед поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на живописный факультет педагога и знаменитого живописца Е.Е. Моисеенко, который сразу отметил у юноши колористические данные живописца и способности его к композиционному мышлению.
После блестящей защиты дипломной картины «Отк0Xciтие Каракумского канала» в 1964 году Мамед возвращается в Туркменистан, вне которой и без которой он не мыслил свою дальнейшую творческую жизнь. Теперь Мамед Мамедов признанный мастер точного изысканного рисунка, безупречных пропорций, неожиданных колористических и композиционных решений. Он развил музыкальные качества цветового строя в своих живописных произведениях. Мамед обладал уникальным эстетическим взглядом на жизнь и культуру туркменского общества, всегда был тонким ценителем прекрасного. Его живопись выделяется исключительным изяществом исполнения, где проявлялась его чрезмерная утончённость взаимосвязанности игры цвета и света. Образные картины художника – Мамеда представляют собой исповедь Мамеда — человека с его богатым духовным миром.
В 1966 году первой творческой удачей молодого художника явилась портретная композиция с изображением молодого туркменского композитора Нуры Халмамедова. Новизна картины была не только в композиционном замысле, но, прежде всего, был сломан стандарт и стереотип изображения традиционного сидения музыканта за роялем. Художник в картине сразу нашел цветовые эквиваленты музыкальной фразы. В этом живописно — экспрессивном изображении уделено доминирующие место изображению портрета Нуры Халмамедова, который стоит один, как бы прислушиваясь к окружающим звукам родной природы, которая питала музыкальное творчество композитора.
Наивысшей ступенью творчества художника явилась историческая картина «Моление о воде» (1967), которая принесла ему широкую известность. В оригинальной композиции автор стремился передать лишь сущность страданий от засухи и мечты о воде туркменского народа в далёком суровом прошлом Туркменистана. Драматизм сюжета подчёркнут интерпретацией группы одиноких женщин, застывших в отчаянной мольбе и горестной просьбе долгожданного дождя. Особенно отличается фигура женщины, к которой прислонилась девочка и которая производит очень тревожное впечатление. Это впереди стоящая женщина, руки которой, судорожно охватили запрокинутую назад голову. Она выражает уже не молитвенное смирение, а мольбу — крик души человека, потерявшего всякую надежду на чудодейственное спасение. В центре женщин изображена согнутая старуха, опирающаяся на посох — как образное олицетворение жизни туркменки в той далёкой старой поре жизни полной вечной нужды и тревоги. На Востоке вода в то время и сейчас считается святыней и в туркменском народе закрепился обычай уважения и почитания воды. Так понятие, что « без воды нет жизни» обретает ещё и общечеловеческое понятие. «Почерк» художника отличается ясностью, немногословностью и обобщённостью. В цветовой гармонии этой картины есть черты национального своеобразия — это тёмно-красные фигуры и светло-охристые, желто-лимонные тона земли и неба, которые построены на контрастном сочетании этих цветов.
Художник Мамед Мамедов был хорошо знаком не только с историей Туркменистана, но и с поэзией XIXв. — и начала XX столетия. Эти знания молодой автор воплотил в портретах «Подвиг полковника Аннамухаммеда Карашхана Йомудского» (1969) и «Слепого поэта Дурды – Клыч Шахира» (1966). В этих двух портретах художник отразил не только славные боевые, но и духовные подвиги своих соотечественников. Он сумел передать славу великих туркменских сынов, заслуживающих благодарность своего Отечества.
Портрет «Карашхана Йомудского» выглядит торжественно парадным, что хорошо соответствует победоносному духу событий балканской войны 1877-1878гг, когда происходило освобождение Болгарии от иноземного ига. Образ туркменского воина получился убедительно-правдивым, а по форме очень динамичным и красивым. Портрет красив именно той особой мужской сдержанностью, когда так и хочется сказать «мужской красотой».
Портрет слепого Дурды Клыча – с внешностью гомеровского мудреца показан художником как выражение духовной значительности своей Родины. В годы войны 1941-1945гг. культурная жизнь страны была на службе фронта. В Туркменистане были подготовлены и изданы военные стихи народного шахира Дурды Клыча.
Все картины художника и дальнейшие его творческие интересы, связанные с темой народа, охватывают глубокие исторические явления. Мамед поднимает их до степени философского обобщения с подчеркнутой эмоциональной выразительностью. Это такие произведения как «На защиту Родины»(1970), «Напутствие»(1980), задумчивая картина «Горе»(1969), с настроением возвышенной скорби, где передана атмосфера жизни Туркменистана 20-х годов ХХ века.
Картина «На защиту Родины» (1969) написана к 25-летию Победы народов мира над фашисткой Германией и была посвящена героическому прошлому туркменских всадников — воинов, которые уходили на фронт в 1941году. Композиция картины исполнена в героико-романтическом стиле. Такое живописно-пластическое решение соответствует общему строю холста, где ахалтекинские кони символизируют Родину.
Другое полотно рассказывает об освоении пустынных земель и исследовании их растительного покрова — это картина «В центральных Кара-кумах. Ботаники» (1968), и полотна «Море будет» (1975), про строительство водоканалов и морей, и картина «Возрождение древней земли»(1981) про трудящихся, которые с большим энтузиазмом принялись за озеленение и посадки молодых саженцев.
Следующее обобщённо – поэтическое полотно «Той» (1971 ) — повествует о жизни туркменского народа, где изображение множество отдельных сцен приведены художником к содержательному симфоническому звучанию и благозвучию шумного веселого колхозного праздника, когда радостное событие одной семьи празднуется всем аулом, который располагается на древней туркменской земле.
Мамед Мамедов разъезжает по всему Туркменистану, бывает среди разных людей, и он особенно обращает своё внимание на национальный женский костюм, который формировался веками. Традиционная одежда – это ценнейший памятник истории и культуры, так думал Мамед на этюдах в старинных селах. Картина «Туркменка с книгой» (1965) была написана художником после большой серии женских этюдов. Перед зрителями предстал собирательный образ современной женщины Востока, прекрасной и молодой, одетой в традиционную одежду с узором нарядной вышивки.
Исполнения художником женских портретов всегда отличались высокой эстетической культурой. А « Портрет продавщицы» (1969) прозвучал как прекрасный союз юности и радости жизни. И как драгоценную мозаику художник на холсте рассыпал цветоносные волшебные платки и национальную вышивку на платье, которые до сих пор отражают прекраснейщий художественный вкус туркменского народа.
В графических листах Мамеда, в технике линогравюры, в которых, прежде всего, было видно артистичное мастерство исполнения, отразились жизнь его страны, Туркменистана, и характер туркменского народа, объеденных замечательными национальными традициями и обычаями.
И последняя картина художника «Победа. Весна 1945 года» (1985). Просветленная жизнерадостно — мажорная картина с салютом и высоким светло-голубым небом, к которому возносятся бумажные воздушные «змеи», запускаемые детворой военного времени. Это как будто прощальное полотно художника. Зрители уже больше никогда не увидят новых высоконравственных полотен художника.
■ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мамед Мамедов один из тех туркменских художников, кто так почтительно и без ложного пафоса вмещал в свои художественные образы столько национальной гордости за свой народ. Поэтому до сих пор его творчество с высоким смыслом любви к Родине и людям с их стремлениям к счастью, добру и красоте занимает значительное место в художественном наследии страны и всегда будут понятны широкой публике. И сам художник был достойным сыном туркменского народа. И по жизни и в быту он был отзывчивым и очень скромным человеком, хотя ещё при жизни был удостоен почетными наградами и всеми государственными премиями того времени. Получил звания заслуженного деятеля искусств Туркменистана.
Произведения Мамеда Мамедова находятся в коллекциях музея изобразительных искусств Туркменистана в Ашхабаде, , в колхозных клубах по всему Туркменистану, в Третьяковской галерее (Москва), в музее народов Востока (Москва), в венгерском музее «Хайдущаги» и в частных коллекциях.
Художники — современники Мамеда Мамедова второй половины 60-х -70-х годов ХХ столетия. Групповой портрет художников (М. Мамедов «в центре», слева — Ч.Амангельдыева, и Ш.Акмухамедов, , Г.Бекмурадов стоит, и справа — С.Бабикова. Д.
Байрамов, скульптор Д.Джумадурдыев стоит в центре), исполненный художником К.Оразнепесовым. (Туркменский музей изобразительных искусств).
Автор текста и составитель Г.А.Мамедова, заслуженный деятель культуры Туркменистана.
Туркменистан. Ашхабад. 2015 год. Şekillendiriş we heýkeltaraşlyk sungaty