|

Творчество Мамеда Мамедова

Творчество Мамеда Мамедова Творчество Мамеда Мамедова (1938-1985)

Творчество Мамеда Мамедова
ВСТУПЛЕНИЕ

Когда слушаешь звучание симфонических произведений талантливых туркменских композиторов, таких как Вели и Нуры Мухатовых, Нуры Халмамедова, то мгновенно узнаёшь  мелодии туркменской земли и ее жгучее солнце и, бархатно-золотистые пески барханов, на фоне которых   происходят будни и праздники туркменского народа, и их героическое прошлое. Перед  нашими глазами сразу возникает тонкий национальный живописный колорит картин туркменского художника Мамеда Мамедова  с изображением  исторических и современных событий, жанровых сюжетов, и портретов  поэтов, тружеников полей и туркменских фронтовиков, натюрморты и шествие  знаменитых всему миру ахалтекинских коней. Философско — символические полотна   художника звучат  как новеллы о родном крае, как  поэма в её  обобщённом понятии — «Страна  моя Родная».  Художник  нашёл свой образный мир, свою тему и талантливо перенес их  на холст. Его произведения  второй половины ХХ столетия были  непосредственно  адресованы   массовому  зрителю и обозначали традиционную формулу содержания «искусство и  жизнь».
 
■ СОДЕРЖАНИЕ

Искусство Мамеда Мамедова принадлежит поколению туркменских художников, с творчеством которых связан процесс, выразившийся в становлении и развитии национального реалистического изобразительного искусства и повышения его профессионального мастерства во  второй половины 60-х годов ХХ столетия. Молодые  туркменские художники, мальчишки – сироты военного времени, представляли собой коллектив, объединённый своеобразным видением мира, особым мироощущением,  системой образных средств   и приёмов выражения,   раскрывая   при этом смысл национальных явлений своей страны.  Их  творчество сверкало  и переливалось  бесчисленными гранями ярких, но не схожих между собой талантов.  Среди них был и Мамед Мамедов. Он   родился в  1938 году  в городе Теджен и воспитывался в детском доме, который находился на самом краю оазиса  и пустыни. Наверно эти загадочные пески  и стали  истинными  истоками  творчества Мамеда Мамедова. Первоначальную художественную подготовку  он получил в  Ашхабадском художественном училище в начале 50-х годов прошлого столетия у  талантливого  живописца и педагога  Игоря Ивановича Пойда.  В 1958 году Мамед  поступил в Ленинградский     институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на  живописный факультет  педагога и  знаменитого живописца Е.Е. Моисеенко, который сразу отметил у юноши колористические данные живописца и способности его  к композиционному мышлению.
После блестящей защиты дипломной картины «Отк0Xciтие Каракумского канала» в 1964 году Мамед возвращается в Туркменистан, вне которой и без которой он не мыслил свою дальнейшую творческую жизнь.  Теперь Мамед Мамедов признанный мастер точного изысканного рисунка, безупречных пропорций, неожиданных колористических и композиционных решений.   Он  развил музыкальные качества цветового строя в своих живописных  произведениях. Мамед обладал уникальным эстетическим взглядом на жизнь и культуру туркменского общества, всегда был    тонким   ценителем прекрасного. Его живопись  выделяется   исключительным изяществом  исполнения, где проявлялась его чрезмерная утончённость  взаимосвязанности  игры цвета и света.   Образные картины художника – Мамеда представляют собой    исповедь Мамеда — человека с  его богатым духовным миром.  
В 1966 году первой творческой удачей молодого художника явилась портретная композиция  с изображением молодого туркменского  композитора Нуры  Халмамедова.   Новизна картины была  не только в композиционном замысле,  но, прежде всего,  был сломан стандарт и стереотип изображения традиционного сидения  музыканта за роялем. Художник в картине сразу нашел цветовые эквиваленты музыкальной фразы. В этом  живописно — экспрессивном изображении уделено доминирующие место изображению портрета Нуры Халмамедова, который   стоит     один,  как бы  прислушиваясь к окружающим  звукам   родной  природы, которая питала музыкальное творчество композитора.
Наивысшей ступенью творчества  художника явилась историческая картина «Моление о воде» (1967), которая   принесла ему широкую известность. В  оригинальной  композиции автор стремился передать  лишь сущность страданий от засухи и  мечты  о воде  туркменского народа в далёком суровом прошлом  Туркменистана. Драматизм  сюжета подчёркнут интерпретацией  группы одиноких женщин,  застывших в отчаянной  мольбе и  горестной просьбе долгожданного  дождя. Особенно отличается фигура женщины,  к которой прислонилась  девочка и  которая  производит очень тревожное впечатление. Это  впереди стоящая женщина, руки которой, судорожно охватили  запрокинутую назад голову. Она  выражает уже не молитвенное смирение, а  мольбу — крик души человека,  потерявшего всякую надежду на чудодейственное спасение. В центре женщин изображена согнутая старуха, опирающаяся на посох — как  образное олицетворение жизни туркменки  в той  далёкой старой поре жизни полной вечной нужды и тревоги. На  Востоке вода в то время и сейчас  считается святыней и в туркменском народе закрепился обычай уважения и  почитания воды. Так понятие, что   « без воды нет жизни» обретает  ещё и   общечеловеческое   понятие. «Почерк» художника  отличается  ясностью, немногословностью и  обобщённостью.  В цветовой гармонии этой картины  есть черты национального своеобразия — это  тёмно-красные фигуры и светло-охристые, желто-лимонные   тона земли и неба, которые  построены на контрастном сочетании этих цветов.
Художник   Мамед Мамедов был хорошо  знаком не только  с историей Туркменистана, но  и с поэзией  XIXв.  —  и начала XX столетия.   Эти знания  молодой автор воплотил в  портретах «Подвиг полковника Аннамухаммеда Карашхана Йомудского»       (1969)  и  «Слепого  поэта Дурды – Клыч Шахира» (1966). В  этих двух портретах художник отразил не только  славные боевые, но  и духовные подвиги своих  соотечественников. Он  сумел передать славу  великих туркменских сынов, заслуживающих благодарность своего Отечества.
Портрет «Карашхана Йомудского» выглядит торжественно  парадным,  что    хорошо соответствует победоносному духу   событий балканской войны 1877-1878гг,  когда  происходило  освобождение Болгарии от иноземного ига. Образ  туркменского воина получился убедительно-правдивым, а по форме очень динамичным и красивым.   Портрет   красив   именно  той особой  мужской сдержанностью, когда  так и хочется  сказать «мужской красотой».
Портрет слепого Дурды Клыча – с  внешностью  гомеровского  мудреца показан художником   как  выражение духовной значительности своей Родины.  В годы войны 1941-1945гг. культурная жизнь страны была на службе фронта. В Туркменистане были подготовлены и изданы военные стихи народного  шахира Дурды Клыча.
Все картины художника и дальнейшие его творческие интересы, связанные с темой народа, охватывают  глубокие исторические явления. Мамед   поднимает  их до степени философского обобщения с подчеркнутой эмоциональной выразительностью. Это  такие произведения  как «На защиту Родины»(1970), «Напутствие»(1980), задумчивая картина «Горе»(1969), с настроением возвышенной скорби, где  передана атмосфера  жизни Туркменистана 20-х годов ХХ века.
Картина «На защиту Родины» (1969) написана к 25-летию Победы народов мира над фашисткой Германией и была посвящена героическому прошлому туркменских всадников — воинов, которые  уходили   на фронт в 1941году. Композиция картины исполнена в героико-романтическом стиле. Такое  живописно-пластическое решение   соответствует общему строю холста,  где ахалтекинские кони   символизируют Родину.
Другое   полотно рассказывает   об  освоении пустынных земель и исследовании  их  растительного покрова — это картина «В центральных Кара-кумах. Ботаники» (1968), и полотна «Море будет» (1975),  про строительство водоканалов и морей,  и картина «Возрождение древней земли»(1981) про трудящихся, которые с большим энтузиазмом принялись за озеленение и посадки молодых саженцев.
Следующее  обобщённо – поэтическое  полотно  «Той» (1971 ) —   повествует  о жизни  туркменского  народа,  где  изображение  множество отдельных сцен приведены художником к  содержательному симфоническому звучанию и благозвучию  шумного веселого колхозного праздника, когда  радостное событие  одной семьи  празднуется всем аулом, который располагается на древней  туркменской земле.
Мамед Мамедов разъезжает  по всему Туркменистану, бывает  среди разных людей, и   он особенно  обращает своё внимание  на национальный женский  костюм, который формировался веками. Традиционная одежда – это ценнейший памятник истории и культуры, так думал Мамед на этюдах в старинных  селах. Картина  «Туркменка с книгой» (1965) была написана художником  после большой серии женских этюдов. Перед зрителями предстал собирательный образ  современной   женщины Востока, прекрасной и  молодой, одетой  в традиционную  одежду с узором нарядной вышивки.

Исполнения    художником  женских портретов всегда отличались  высокой эстетической культурой. А  « Портрет продавщицы» (1969)  прозвучал   как прекрасный союз юности  и радости жизни.   И как драгоценную мозаику художник  на холсте рассыпал цветоносные волшебные платки и  национальную вышивку на платье, которые  до сих пор  отражают   прекраснейщий  художественный вкус туркменского народа.

В графических листах Мамеда,  в технике линогравюры, в которых,   прежде всего,  было видно  артистичное мастерство исполнения,  отразились жизнь  его страны, Туркменистана,   и характер туркменского  народа,  объеденных замечательными национальными традициями и  обычаями.
И последняя картина художника «Победа. Весна 1945 года» (1985). Просветленная  жизнерадостно — мажорная картина с салютом  и высоким светло-голубым небом, к которому возносятся бумажные  воздушные «змеи», запускаемые  детворой военного времени.  Это  как будто прощальное полотно художника. Зрители уже  больше никогда не  увидят новых высоконравственных полотен художника.

■ ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мамед Мамедов один из тех туркменских художников, кто так почтительно и  без ложного пафоса вмещал в свои художественные образы столько национальной гордости за свой народ. Поэтому до сих пор его творчество с высоким смыслом   любви к Родине и  людям с их стремлениям к счастью, добру и красоте занимает значительное  место в художественном наследии  страны  и   всегда  будут понятны  широкой публике.  И сам художник был достойным сыном туркменского народа. И по жизни и в быту он был отзывчивым и  очень скромным  человеком, хотя  ещё при жизни был удостоен почетными наградами и всеми  государственными премиями того времени. Получил звания заслуженного деятеля искусств Туркменистана.   

Произведения Мамеда Мамедова находятся в коллекциях музея изобразительных искусств Туркменистана в Ашхабаде, , в  колхозных клубах по всему Туркменистану,  в Третьяковской галерее (Москва), в музее народов Востока (Москва), в венгерском музее  «Хайдущаги» и  в частных коллекциях.

Художники  — современники  Мамеда Мамедова второй половины 60-х -70-х годов ХХ столетия. Групповой портрет художников (М. Мамедов «в центре», слева —   Ч.Амангельдыева, и Ш.Акмухамедов, , Г.Бекмурадов стоит,  и справа — С.Бабикова. Д. 
Байрамов, скульптор Д.Джумадурдыев  стоит  в центре), исполненный  художником  К.Оразнепесовым. (Туркменский  музей изобразительных искусств).

Автор текста и составитель  Г.А.Мамедова, заслуженный деятель культуры Туркменистана.

Туркменистан. Ашхабад. 2015 год. Şekillendiriş we heýkeltaraşlyk sungaty

image_pdfMakalany PDF görnüşde ýükle