|

Путешествие в Дашрабат

Путешествие в Дашрабат ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАШРАБАТ

На территории Туркменистана сохранилось множество памятников, монументальной архитектуры и фортификации. В древностиони служили значимыми​ остановками на Великом Шелковом Пути. Это великолепные, подчас уникальные архитектурные шедевры прошлого: городища Мешед-Мисриан в Дехистане, Парау близ Сердаре, Шахрислам в Бахарлинском этрапе, Ниса, Аннау, Абиверд, Намазгадепе, Алтын-депе близ Ашхабада древний Мерв, Маргуш, Амуль в окрестностях Туркменабата, Куняургенч, Шахсенем в близ Дашогуза и другие. ​
В эпохе могущества и счастья благодаря решительным шагам, Президента​ Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова возрождается новая жизнь Великий Шелковый путь. На берегу Каспия построен уникальный Международный порт Туркменбаши.​ ​
Все большее проявляется живой интерес к истории этой древней транснациональной торговой магистрали, к уникальным памятникам древнего зодчества, неутраченным духовным ценностям, завещанным прославленными предками.
Бескрайняя степь Балканского велаята — загадочный и неповторимый мир. Исторические данные свидетельствуют, что 5 млн лет назад в регионе бушевал океан Тетис. ​ В горных ущельях​ жили хищные и травоядные, млекопитающие. ​ На равнинах обосновались​ животные, птицы и растения, которые приспособились к местному суровому климату. ​ Над равнинной возвышается Орлан-самая высокая вершина Балханских гор.​
Исторические данные свидетельствуют, что в 1 тысячелетии до н.э. по этим землям проходил Великий Шёлковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Вдоль торгового пути стояли крепости, караван-сараи, поселения ремесленников, скотоводов и охотников. Археологические находки говорят, что в крепостях и в этих поселениях был достаточно высокий уровень жизни.​ До сих пор ученые и любители старины стараются объяснить возникновение караван-сарая «Дашрабат» в уединенном и удивительном по ландшафту месте. Месторасположение караван-сарая в регионе Большого Балхана ​ дает повод думать, что здесь ​ пролегала ​ одна из многочисленных ветвей Великого Шелкового Пути.
​ ​«Дашрабат» находится около 40 км к западу от города Балканабат—, административного центра Балканского велаята, и примерно 20 км​ от санаторно-курортного комплекса «Моллакара». Первые исторические данные о караван-сарая датируется примерно Х веком. Письменные упоминания о нём обнаружены в 1871-1872 годов. Исследователи утверждают, что​ ещё​ в ХIХ столетии. В окрестностях Дашрабата кипела жизнь.​ ​
​ По маршрутам Великого Шелкового пути караван-сараи строились на дистанции 30-40 километров друг от друга, с таким расчётом, чтобы караван, покинув утром одну стоянку, к ночи достиг следующей. ​Караван-сараи​ защищались глухими стенами и мощными бастионами — их называли «дашрабатами». Описывая постоялые дворы, учёные пользовали слово «дашрабат», что ​ в переводе с арабского означает «укрепленный лагерь» или «каменное предместье» или «каменный крепость».Начиная с 727-729 годов в центральной Азии караван-сараи возводились в основном как строительно-оборонительные сооружения. Такие постройки​ встречаются вдоль Великого Шёлкового пути Азербайджана, Узбекистана, Киргизстана и в Турции.​
Они ​ обеспечивали безопасность и отдых купцам, а также имели большое экономическое, социальное и культурное значение для региона. О том, кто же на самом деле, построил этот караван-сарай, в Балханах ходит много слухов и легенд. Однако существует и письменный документ того смутного времени персидского историка, ученого-энциклопедиста и государственного деятеля, Рашид ад-Дина.​ В нем​ котором однозначно указывает, что ​ укрепления в этих краях ​ были построены по приказу правителя Мухаммад-хана.​
В разные годы ученые — археологи​ занимались исследованием Дашрабата, вели споры относительно времени ​ его сооружения, но по-разному определяли назначение и культурную принадлежность караван-сарая. Из-за отсутствуя окна на караван-сарае, царил полумрак, лишь чуть-чуть​ ​ освещался центральный зал, куда проникали лучи на небольших отверстий по окружности. В​ этом рассеянном свете до сих пор видны остатки росписей, растительные и животные орнаменты, которые некогда покрывали основной часть здания. Это факт полностью подтверждает почтенный возраст. Караван-сарая. По мнению некоторых исследователей Дашрабат ​ относится к эпохи позднего средневековья. Другие ученые склоняются к мысли, что строение представляет христианского несторианского монастырю, построенного в Х-ХI векам. Существует и другая версия: оно было основано богатым-меценатом, который хотел защитить торговые караваны от разбойников. Дашрабат был центром торговли и отдыха караванщиков​ и путешественников. Он благополучно просуществовал​ до эпохи​ Чингисхана.и продолжал действовать в период​ ​ правления Тамерлана.
Научные данные однозначно подтверждают, что Дашрабат, несомненно, является горным археологическим памятником полукочевого образа жизни туркмен. Об этом свидетельствует старый некрополь​ на небольшом горном склоне. ​ В земляных насыпах​ ещё видны надгробные плиты с надписями.
На протяжении многих лет ​ путь в Дашрабат​ не был размечен дорожными знаками, и путешественники просто проезжали мимо него, не понимая, что они упустили. ​
По рассказу хранителя ​ караван-сарая, когда-то в​ здешних местах поселились его родичи и остались навсегда. Они рассадили вдоль горного​ ручья плодовые деревья, тутовники, виноградники, карагач, одновременно ​ занимались выращиванием бахчевых и других культур. К ним​ потянулись​ люди из ближних и дальних поселений. Они обзавелись живностью и приусадебным хозяйством. В каменистом грунте ущеля новосёлы рыли колодцы глубиной до 40 саженей ( 73-75 метров). Деревья прижились в местном климате, разрослись и образовали тенистую рощу, где можно было ​ охотиться и отдыхать.​ В далекие времена утопающий в зелени ​ ​ Дашрабат, возвышался исполином среди ущелий, и был ​ знаменит среди караванщиков под названием «Ýüz agaç”- “Сто дерево».
В 1880-1881 годах деревья выкорчевали, использовали на строительство Закаспийской железной дороги. В конце ХIХ века вдоль родника начали высаживать новые деревья.​ Они однако не прижились,​ и караван-сарай Дашрабат потерял былую​ славу. Люды ​ переселялись и другие регионы. Время похоронило и стерло​ с лица земли выразительный облик караван-сарая,​ но сохранились его впечетлающие руины—свидетели славной истории.
Я люблю путешествовать. Летом​ со старшим сыном Максатом мы посетили Дашрабат.
Недалеко от караван-сарая разложили костёр, заварили зеленый чай с мятой и солодковым корнем. Любовались закатом солнце, не заметили, как к нам подошёл незнакомец, и мы по законам гостеприимства тут же освободили ему место поближе к дастархану и поднесли пиалу с ароматным напитком. Наш собеседник оказался образованным человеком. Завязались неспешные беседа о красотах здешних мест​ и захватывающей истории караван-сарая. Ночевали под ​ открытом небою Предгорные луга источали​ целебный аромат, приятно журчал родник с кристально чистой водой.​ Утром нас разбудил волшебный концерт птиц, приветствовавших восход солнца. Не мешкая, мы набирали в ​ ёмкости воду, легко позавтракали и, простившись с собеседником, отправились в обратный путь. Над нами царственно парил одинокий беркут, олицетворяя собой бескрайность неба, спокойствие и силу родной земли. ​ ​

Шахимердан Сары Оглы.

«Нейтральный Туркменистан»​ ​ 24.09.2021 № 244 (29937) Ýol ýazgylary

image_pdfMakalany PDF görnüşde ýükle