|

Драматург №1

Драматург №1 ДРАМАТУРГ №1

В конце 1929 года в Ашхабаде открылся первый туркменский театр. Первыми зрителями его первого спектакля – «Без калыма» стали первые руководители республики К.Атабаев, Н.Айтаков, Ч.Веллеков… Они горячо поздравили туркменских артистов с днем рождения национального театра.
Широкая зрительская аудитория приняла спектакль очень хорошо. Об этом свидетельствуютрецензии, опубликованные периодической печати того времени. С этим спектаклем артисты на арбе объездили потом многие районы, села республики. С ним же и поехали в Москву, на всесоюзный смотр национальных театров, где были удостоены диплома. В главных ролях выступали Огулбек Черкезова, Базар Аманов, Огулкурбан Дурдыева, Клыч Бердыев, Сурай Мурадова.Спектакль, поднимающий злободневную проблему долго не сходило со сцены…
Минуло столько лет с тех пор! Как же сложилась судьба автора пьесы, по которой был поставлен первый спектакль туркменского профессионального театра.
Я беседую с Айтджаном-ага, за спиной которого восемь десятилетий. У него поразительная память, сохранившая в деталях события давно минувших лет.
Отрочество Айтджана-ага прошло на Мангышлаке. В начале двадцатых годов с группой своих сверстников Айтджан отправился на учебу. В Ташкентский институт просвещения. Там он учился У Алишбека Алиева, написавшего в 1913 году первый учебник для туркменских школ.
Однажды наставник обратился к своим ученикам со словами: — Туркменистан стал самостоятельной республикой. От вас зависит изучение ее истории, сегодняшнего дня. И поэтому надо уже сегодня приступать к этой работе. Прошу каждого по возможности написать что-нибудь из жизни вашего народа и принести мне…
Через два месяца перед учителем лежало 18 тетрадей. С ними Алишбек Алиев потом поехал в Ашгабат и вручил их лично народному комиссару просвещения Бяшиму Перенглиеву. Одна из них и стала пьесой «Без калыма».
В тридцатом году Айтджану Халдурдыеву было присвоено звание первого туркменского драматурга. Свидетельство об этом ему вручил лично председатель ЦИК ТССР Н.Айтаков. После окончания в 1927 году Ташкентского института просвещения Айтджан вместе с Хыдыром Деряевым поступил на лингвистическое отделение Казахского педагогического института. Через полгода вуз было решено перевезти в Алма-Ату. И поэтому туркменские парни вернулись в Ашгабат. А.Халдурдыев начал работать учителем в опытно-показательной школе в Кеши. В 1928 году в Ашгабате был открыт Комвуз, куда был переведен на работу и Халдурдыев. Однажды его вызвали в ЦК комсомола республики и сообщили о намерении направить его на учебу в Московский… планово-экономический институт им. Г.Кржижановского. Айтджан возразил:
— Но я занимаюсь творческой работой.
Ответ молодого человека, видимо, рассердил первого секретаря. Постукивая пальцами по столу, тот решительно заявил:
— Либо ты поедешь на учебу, либо тебе придется расстаться с комсомольским билетом.
И Айтджан поехал на учебу в Москву. Когда он был на втором курсе, во время зимних каникул поехал повидаться со старшим братом – Гонушом Халдурдыевым, работавшим председателем Бурдалыкского райисполкома. Здесь Айтджан встретился с Кайгысызом Атабаевым, находившимся в командировке. Тому показалось странным, что человек, окончивший Ташкентский институт, удостоенный звания первого туркменского драматурга, теперь «перепрофилировался» на экономиста. Айтджан рассказал ему свою историю.
— Оказывается, до сих пор еще есть пугливые люди! Надо же прийти в Наркомпрос и рассказать обо всем, — заметил К. Атабаев. – Когда ты собираешься в Ашгабат?
— Вообще-то думал заглянуть на обратном пути.
— Тогда сходи в Наркомпрос и передай народному комиссару наш разговор. Что он скажет, то и воспримешь, как мое предложение.
… Но судьба все же сложилась так, что не связал свою дальнейшую жизнь Айтджан ни с литературой ни с театром. Из планово – экономического института ушел: продолжил учебу в пединституте, потом – в медицинском. После этого работал в Дашховузе, Ашгабатской районной больнице, Бюзмейине.
Спрашиваю у Айтджана-ага, написал ли еще какие-нибудь пьесы помимо той, первой – «Без калыма».
— Нет. У меня на это и времени-то не было. Вначале учеба, потом работа. Во время войны и послевоенные годы было не до творчества: в селах в те времена не хватало медицинских кадров. Мы делали все возможное, чтобы как-то облегчить страдания больных…
Айтджан Халдурдыев в конце 20-х годов выступивший против тяжкого морального недуга – калыма, затем большую часть своей жизни боролся за физическое здоровье своего народа.
Одним из первых стал переводить произведения В.И.Ленина. Единственный экземпляр брошюры «О кооперации», переведенный им вместе с председателем ЦИК ТССР Н. Айтаковым, сейчас хранится в Национальной библиотеке Туркменистана.
— Недавно я написал пьесу о своих встречах с К.Атабаевым. Хочу еще написать пьесу о своих юности Недирбая Айтакова, с которым мы выросли в одном селе, — сказал на прощание ветеран.
Успешной работы, Айтджан-ага.

А.Чуриев.

«Вечерний Ашхабад» 04.02.1993 год. Teatr we kino sungaty

image_pdfMakalany PDF görnüşde ýükle