|

«День свадьбы должен быть удачным…»

«День свадьбы должен быть удачным…» «ДЕНЬ СВАДЬБЫ ДОЛЖЕНЬ БЫТЬ УДАЧНЫМ…»

Свадьба, и связанный с нею обряд, как в древности, так и в настоящее время считается одним из самых важных событий в жизни туркмен. К свадьбе готовились задолго до нее, а нередко годами.
В наши дни в век технологического прогресса и инноваций, туркмены сохранили свои давние традиции и обряды, связанные со свадебными церемониями, нарядами и также тщательно готовятся к свадьбе.
В наше время молодые сами знакомятся и между собой договариваются о браке, но родители придерживаются обычаев и обрядов Свадебная церемония начинается со сватовства родителей жениха к родителям невесты. Родители со стороны жениха, а также уважаемые старейшины и женщины в удачный по лунному календарю день, с завернутыми в национальный «сачак» (сотканный из верблюжьей шерсти скатерть, в которую заворачивали чуреки-хлеб) сладостями, лепешками и «пишме» (традиционное праздничное угощение, печёное, изготовленное из сдобного дрожжевого теста. Тесто раскатывают толщиной 05 см и нарезают ромбиками, затем опускают в кипящее растительное масло. Доведя до золостистого цвета вынимается с помощью дуршлага) идут в дом невесты. Если родственники невесты открыли «сачак» и взяли угощение, а в замен положили свое, значить они согласны выдать за их сына свою дочь. Не смотря на то, что молодые согласны, родители невесты и их близкие родственники в первый день официально своего согласия не дают, говоря о том, что они должны подумать и навести справки о женихе. В следующий раз, после данного согласия стороны невесты и предварительной договоренности между родственниками начинался цикл предсвадебных обрядов. Сторона невесты выдвигает свои требования — выкуп за невесту. Список, состоящий из суммы денег, золотых украшений и других вещей готовится заранее. Если сторона жениха не в состоянии принести выкуп в таком составе, то они не соглашаются с их требованиями и просят убавить до определенного количества. После обоюдного соглашения начинаются приготовления к следующему обряду.
Собрав выкуп, в назначенный день родственники жениха, в основном женщины и девушки, шумным весельем идут в дом невесты, передать выкуп и подарки невесте, которых по согласованности ждут и готовят угощения. Это начало свадебных торжеств и называется «йузук дакмак» — обручение, где передается назначенный «калым» — выкуп и подарки невесте в виде золотых украшений, дорогих отрезов для платья, больших и малых шелковых и шерстяных платков и т.д. Все представители жениха — участники церемонии от себя дарят подарки невесте. Родственники невесты, в свою очередь раздают заранее приготовленные небольшие памятные подарки всем гостям.
Приготовления к свадьбе начинаются со сбором близких родственников, друзей и соседей на «Свадебный генгеш-маслахат», где обговаривали все, что необходимо для такого торжественного случая. На «Маслахате» старейшинами назначался день свадьбы, который обязательно должен быть удачным «сэхетли гун». День назначался по лунному календарю, в котором неблагополучная звезда не должна быть впереди свадебного шествия –«гелналыджы».
Каждый участник маслахата вносил финансовую помощь в «Фонд свадьбы», а также по мере своей возможности брал на себя ответственность за ту или иную часть свадебной церемонии.
В старину впереди свадебного шествия шла верблюдица, на которую водружалась «кеджебе» — небольшая украшенная кибитка типа юрты. Для «кеджебе» выбирали белую верблюдицу – «ак мая». За верблюдицей шествовали друзья или родственники жениха, украсив своих ахалтекинских коней серебряными украшениями, и завязав красочные шелковые платки на уши коня «атгулак» – дословно уши коня. Теперь «атгулаками» — разноцветными платками украшают многочисленные машины на свадебных церемониях.
В наше время возрождаются старые традиции. Но не на верблюдах, а запряженной лошадью телеге, которая украшается туркменскими коврами «атгулаками» и нарядив жениха в туркменский «гырмызы дон» — красный с полосами халат-дон, на голову белый «телпек» — папаху едут за невестой. Наряд невесты состоит из красного платья «кетени» с вышивкой, многочисленных серебряных украшений и самого главного – искусно вышитого «курте»-накидки на голову. Испокон веков, огромное значение придают цветам и узорам на одеждах, причем многие из орнаментов имеют характер оберега.
Свадебная церемония останавливается у порога невесты. Музыканты играют веселую музыку, друзья и родственники танцуют и идут «выкупать» невесту. Подруги, родственники, соседи невесты стоят у входа и не пускают гостей, пока они не «заплатят выкуп». Братья и друзья жениха раздают деньги, как бы выкупая невесту. После, двери открывают, и родственники жениха с подарками заходят в дом невесты.
В это время близкие родственницы и подруги одевают в свадебный наряд невесту и выводят навстречу родственникам жениха. Женщины со стороны жениха подбрасывают сладости и игрушки в сторону невесты, окружающие дети и взрослые с радостными возгласами подбирают. Затем невесту забирают родственники жениха, и свадебное шествие отправляется на красивые и памятные места города или села. Возлагаются цветы к подножию памятника. Музыканты всю дорогу сопровождают «караван», играют веселую музыку, и участники на каждой остановке танцуют, возвращаясь в дом жениха.
Перед входом в дом, чтобы уберечь от дурного глаза жгут «юзарлик» — гармала («лекарство для ста мужей»). У входа в дом жениха уважаемая, старшая по возрасту женщина, приговаривая о том, чтобы у невесты в доме всегда было изобилие, имела все в достатке, окунают руку невесты сначала в муку, затем в масло. После этого, ее сажают на почетное место в доме. Но, если у жениха есть женатый старший брат, то его жена садилась на это место и после того, как свекровь попросит уступить ей свое место молодой снохе, одарив ее хорошим подарком, она уступала почетное место невесте.
Вся эта церемония проходит днем. Наряду с национальными традициями, в городах и даже в самых отдаленных селах, вечером устраиваются современные свадьбы в ресторанах и в специально построенных для свадебных пиршеств «Той меканы», где невеста в роскошном белом платье и фате, а жених в дорогом, европейского покроя костюме. Играет живая музыка, в исполнении музыкального ансамбля, поют и танцуют как туркменские, так и песни-танцы других народов. Но, в конце свадьбы почти все участники дружно, весело танцуют туркменский танец «кушт депди».
Вечером после свадьбы невесту «проверяют» как она будет «служить» мужу. В соответствии этого обряда она должна развязать кушак — пояс, который предварительно друзьями жениха завязывается в очень тугой узел. Затем невеста должна снять с жениха сапоги и шапку. После этого жених поднимаясь, своим кушаком «разгоняет» друзей, чтобы остаться с невестой наедине.
На следующий день, свадебная церемония продолжается. Эта церемония называется «баш салмак» — т.е. посвящение невесты в женщину.
Женщины и девушки разделяются на две половины, и «борются» за невесту. Женщины хотят ее забрать в свои ряды, а девушки не хотят отдавать. Начинается борьба между девушками и женщинами, которые как правило заканчивается победой женщин. «Захватившая» невесту женщина, получает приз – небольшой девичий платок, который был на голове невесты, взамен которого завязывают невесте большой женский платок. Здесь выполняется еще один обряд, связанный с посвящением невесты в женщину. У туркмен девушки носили косы впереди на груди, а женщины на спине. Соответственно, суть обряда в том, что «захватившая» невесту женщина перебрасывает косы невесты на спину. Невеста в свою очередь держит свои косы, и отпускает их только после того, как свекровь подарит отрез хорошей ткани или большой платок. В старину свекровь говорила, что отдает ей сына и корову в придачу.
Через две недели после свадьбы приглашаются родители и близкие родственники невесты, для ознакомления их с близкими родственниками жениха и чтобы «открыть дорогу» для дальнейших отношений между сватами.
Медовый месяц у туркмен длится 40 дней. В течение этих дней родственники жениха приглашают их в гости, готовя угощения и одаривая подарками, как бы знакомя невесту с семьями родственников.
После сорока дней выполняется обряд «гайтарма» — в сопровождении родственников жениха, невесту отвозят погостить к родителям. Затем через несколько дней родственники невесты привозят ее обратно в дом мужа, которая привозит подарки всем членам ее новой семьи. Все эти обряды превращаются в небольшие празднества с угощениями и подарками с двух сторон. После чего, начинается обычная жизнь.
Судьба молодых семей нередко зависит от их социально-бытовых условий. Очень часто молодые семьи не выдерживают неудобства, возникающие от нехватки жилой площади, и распадаются, не успев укрепиться.
В эпоху нового Возрождения и великих преобразований для укрепления создаваемыми молодоженами новых семейных очагов, являющихся символом благополучия, сплоченности и счастливой жизни проводятся большие работы для улучшения социально-бытовых условий молодых семей. В соответствии с Законом Туркменистана «О государственной молодежной политике в Туркменистане», уважаемый Президент Гурбангулы Бердымухамедов подписал Постановление, обязав уполномоченные банки Туркменистана в соответствии с обращением официально зарегистрированных и образовавших семью молодоженов обеспечить их кредитами на недвижимое имущество сроком на тридцать лет для приобретения за полную стоимость жилого дома или квартиры с годовой процентной ставкой 1 процент.

# «Нейтральный Туркменистан», 30.09.2011. Edebi makalalar

image_pdfMakalany PDF görnüşde ýükle