Дочь Сталина была антисталинисткой: зачем Аллилуева бежала из СССР
Дочь Сталина была антисталинисткой: зачем Аллилуева бежала из СССР

Ее называли «кремлевской принцессой». В нее влюблялись, и ее боялись. 8 марта 1967 года дочь Сталина Светлана Аллилуева отказалась вернуться в СССР из поездки по Индии.
Ей шел тогда 42 год. Отца давно не было в живых. Но везде, где бы ни появлялась Светлана, для всех она оставалась дочерью Сталина и больше никем. Это ее раздражало. Особенно сильно после того, как пришло прозрение: папа, с которым в детстве так хорошо было кататься на его большой машине, – виновник страшных репрессий в стране.
Светлана стала антисталинисткой. Крестилась в православии и даже венчалась (с третьим мужем). В 1960 – 80-е годы в советской интеллигентской среде это было демонстрацией нелояльности и даже диссидентства. Власти присматривались к Аллилуевой все внимательнее – она, кажется, нарочно злила всех. Требовала на самом высоком советском уровне, чтобы ей разрешили официально выйти замуж в четвертый раз. Ей запретили: избранником был хоть и коммунист, но иностранец. Индиец.
Несколько лет они жили в Москве с Браджешем Сингхом без регистрации брака. А потом он умер. Перед смертью завещал развеять свой прах над Гангом. Светлане позволили съездить в Индию. Волю гражданского мужа она выполнила. Но вместо того, чтобы вернуться в Москву, пришла с чемоданом к посольству США в Нью-Дели и попросила политического убежища. За этот ее поступок почти сразу был снят с должности глава КГБ СССР: проморгал антисоветчицу-невозвращенку!
Аллилуева жила в основном в США, там же обзавелась новым именем и новой фамилией (пятого мужа). Теперь это была Лана Питерс. Она категорически отказалась когда-либо говорить по-русски, хотела поскорее забыть советскую родину. Но родина помнила о ней. По словам одного бывшего сотрудника органов госбезопасности, разрабатывался план устранения Аллилуевой. Его не провели только потому, что боялись утечки в ФБР. Кстати, ФБР тоже следило за дочерью Сталина всю ее жизнь.
Она писала воспоминания. Эти книжки не были приятным чтением для коммунистической власти, их издание в СССР исключалось. На Западе они расходились большими тиражами, Аллилуева сделала на них состояние. Ее родитель фигурировал в мемуарах как «отец», но в переписке с подругой Светлана предпочитала называть его так: «наш родственник Сталин».
В СССР Аллилуева заглянула лишь один раз: в 1984-м привезла свою американскую дочку в Грузию – показать любимые места «нашего родственника». Попробовала освоиться, пожила два года и попросилась «назад в США». Удерживать ее никто не стал.
Ольга БУГРОВА,
Радио Sputnik. Taryhy makalalar