|

История одной фотографии

История одной фотографии ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

Передо мной лежит фотография, которой более сорока лет. Вот что рассказывает о ее истории заслуженный деятель искусств Туркменистана, композитор Ата Эсадов:
— После землетрясения Туркменское радио разместилось в деревянных времянках по улице Подвойского. А студия была размещена в уцелевшем гараже радиокомитета. Я жил в этом же дворе. Репетировали мы в комнатах рядом с теми, в которых работал ансамбль туркменских народных инструментов под управлением Мыллы Тачмурадова.
Помню, в один из весенних дней пятидесятого года мы закончили репетицию, вышли во двор. Стоим разговариваем. К нам подошли Магтымгулы Гарлы и его партнер – гиджакист Сапар Беки. Мы тепло приветствовали гостей, прибывших из далека и уставших с дороги.
— Хотелось бы с Мыллы-ага повидаться, — сказал Магтымгулы Гарлы.
Я пошел в комнату, где репетировал ансамбль Мыллы-ага был на месте. Музыканты, видимо, уже разошлись, потому что вместе с ним были только Джепбар Хансахатов и Гичгельды Аманов.
— Мыллы-ага, там тебя спрашивает Магтымгулы-ага.
— Пусть придет.
Магтымгулы пояснил причину своего визита: «Нас пригласили сюда с концертами, будем два дня выступать в парке. Ну, а, коли мы здесь, решили непременно поздороваться с Вами».
Поговорили еще немного, потом Сапар Беки осторожно высказал свое желание:
— Мыллы-ага, наверное. Вы устали после репетиции. А так хотелось послушать несколько мелодий в Вашем исполнении!
Мыллы-ага не стал обижать гостя отказом. Мы все сели. Мыллы-ага указал на Джепбара и спросил у Сапара Беки:
— Знаешь этого человека?
— Да! Это же Джепбарджан!
— Зрелый музыкант! – подчеркнул Мыллы-ага. – Так вот, вначале его попросим сыграть нам что-нибудь.
Теперь уже не помню, какие именно вещи исполнил Джепбар, помню только, что игра его была безупречной. Когда музыка умолкла, Магтымгулы-ага восторженно воскликнул: «Ну, молодец». Потом вернулся к Мыллы-ага:
— А теперь, может и Вы нам что-нибудь сыграете?
— Хорошо, сейчас сыграю.
Мыллы-ага исполнил несколько мелодий.
— В таком случае, может, и ты, багши-ага, нам немного попоешь? – обратился к Магтымгулы Гарлы Гичгельды Аманов. Багши пел, а гиджакист аккомпанировал ему.
Услышав голос Магтымгулы Гарлы, пришел тогдашний главный редактор редакций музыкальных передач радио Сапар Артыков.
— Багши-ага, уж коли судьба привела Вас в Ашгабат, может, и на радио дадите концерт? – попросил он.
— Хорошо, — сразу же согласился Магтымгулы Гарлы. – Я и впрошлый приезд дал концерт, и теперь спою.
Сапар Артыков и Сапар Беки прямо там же составили программу будушего концерта. Договорились, что они приедут в студию через день.
Пока мы разговаривали пришел Сейитнияз Атаев, страстный поклонник народного искусства, и попросил меня: «Ата, спроси у Магтымгулы-ага, можно ли мне сфотографировать их?»
Я передал его просьбу старикам. Согласие было получено тотчас же. Сейитнияз Атаев попросил всех выйти на улицу на свет. Я вынес из помещения несколько стульев. На них усадили старейшин.
— Гичгельды, Джепбар, Ата, вы тоже идите сюда, все вместе сфотографируемся! – вдруг предложил Магтымгулы Гарлы.
— Вот такая история у этой фотографии, — закончил свой рассказ Ата Эсадов.
На фотографии запечатлены: в первым ряду (слева) народный артист Туркменистана гиджакист Сапар Бекиев, заслуженный деятель искусств Туркменистана Мыллы Тачмурадов, народный багши Туркменистана Магтымгулы Гарлы; во втором ряду (слева) – дутарист Джепбар Хансахатов, заслуженный деятель искусств Туркменистана Ата Эсадов, гиджакист Алгулы Овезов, народный багши Туркменистана Гичгельды Аманов.

А.Чуриев

«Вечерний Ашхабад» 10.03.1983 год. Aýdym-saz sungaty

image_pdfMakalany PDF görnüşde ýükle